Геннадий Михайлович Матвеев - человек с очень интересной и насыщенной футбольной биографией. Он выступал на неплохом уровне как игрок и добился приличных результатов в качестве тренера. В его послужном списке есть даже такой интересный момент, как работа со сборной Мавритании. На протяжении нескольких лет был главным тренером тамбовского "Спартака". Обо всём этом мы поговорили с Геннадием Михайловичем и предлагаем вашему вниманию.
- Геннадий Михайлович, давайте начнём с самого начала. Откуда вы родом, как получилось, что связали свою жизнь с футболом?
- Я - дальневосточник. Родился в городе Свободный, что в Амурской области. Футболом увлекался с детства. Специальных школ тогда не было, гоняли мяч на улицах. Даже с уроков убегали, чтобы поиграть в футбол. И будучи десятиклассником, я попал в команду нашего города «Локомотив», которая тогда получила право выступать в классе «Б» союзного чемпионата. А по окончании первого сезона меня призвали в армию, в Хабаровск, где я стал играть за местную армейскую команду – СКА. Там и отыграл всю срочную службу – 3 года, по окончании которой остался на сверхсрочную и выступал за команду в течение ещё трёх последующих лет. Наша команда была одной из лучших в своей дальневосточной зоне. Затем меня пригласили в «Луч» из Владивостока. Поехал туда и до 30 лет играл за эту команду. А после переехал в соседний город Находка, где выступал за местную команду «Рыбак». Два года провёл там, в качестве играющего тренера.
Геннадий Матвеев в бытность игроком хабаровского СКА (третий справа)
В 1972-ом году перебрался в город Благовещенск. Работал помощником у тренера Александра Кочеткова в команде «Амур». Первый сезон сложился очень удачно, мы заняли первое место в своей зоне второй лиги. А на следующий год Кочеткова пригласили работать в ташкентский «Пахтакор», и я стал главным тренером «Амура». В 1975-ом году под моим руководством мы снова добились победы в своей зоне. В следующем году одержали победу в Кубке РСФСР для команд второй лиги, победив в финале воронежский «Факел».
- Во время работы в Благовещенске был скандал с вашим участием, когда матч не был доигран из-за вашего несогласия с решением судьи…
- Было дело. Играли с командой «Вулкан» из Петропавловска-Камчатского, их тогда тренеровал известный тренер Арсен Найдёнов. И в этом матче решалась судьба первого места в нашей лиге. Ну и при счёте 1:1 в наши ворота назначают пенальти совершенно ни за что, и вместе с этим за споры удаляют нашего капитана Рудольфа Мкртычева. Я ему и говорю, оставайся на поле, не уходи. А судья настаивает на своём. Так и ушли все в раздевалку.
- В советское время такой демарш, наверное, мог серьёзно осложнить жизнь…
- Нам засчитали поражение в той игре, других санкций не было… В то время можно было привезти нужным людям рыбки, икорки, таким образом всё и замазали.
- С участием Мкртычева был и ещё один скандал, связанный с его отчислением из команды. Вы тогда вступились за игрока…
- Выпивать любили ребята. И за нарушение спортивного режима его и провели по инстанциям. Я обращался в спорткомитет с письмом в его защиту, с просьбой оставить в команде. Рудик очень хороший игрок был. А город-то маленький, откуда других брать. Такими игроками нельзя было разбрасываться. Напугали вроде бы его и вернули в итоге.
- Ваша команда даже играла со сборной Японии…
- Да, с «Амуром» мы ездили в Японию. Дважды выиграли у сборной этой страны и один раз у их чемпиона, клуба «Фуджито». В то время футбол там только зарождался, но тем не менее результат был весьма значимый. Хорошая была поездка. У нас в то время как раз «прорезался» Сергей Березин, который затем несколько лет играл за ЦСКА и даже был там капитаном команды. Но тяжёлая травма в одном из матчей заставила его завершить карьеру в 27 лет, и даже жизнь его была под угрозой тогда. (Сергей Березин в матче с «Жальгирисом» при падении ударился головой о конструкции под некачественным искусственным покрытием поля и около трёх недель был в коме. Врачи сумели спасти его жизнь, и он долгое время работал тренером дубля ЦСКА, прим. ред.).
- В Японии у вас произошёл неприятный инцидент, когда одного из игроков уличили в воровстве…
- Было и такое. Представьте, из социалистической России ребята попали в капиталистическую Японию. А в Токио торговые ряды в несколько километров, и чего там только нет. Надо сказать, японцы нам сами выдавали деньги, мы даже там по магнитофону себе купили. И идём как-то по этим рядам с руководством команды и смотрим, бежит наш парень с бешеными глазами, а сзади бирка от джинсов по ветру развевается. Мимо нас проскочил, даже не заметил. В общем, он умудрился под свои штаны напялить японские джинсы и так и убежал в них в гостиницу. Видимо тренировали мы хорошо, не поймали его. Но после возвращения в Благовещенск из команды он был отчислен.
- Затем у вас была учёба в Высшей школе тренеров…
- Да, в 1978-ом году поехал на два года учиться. В моём выпуске были такие известные в футбольном мире люди как Валентин Иванов, Анзор Кавазашвили, Владимир Эштреков, Анатолий Банишевский… Это было очень хорошее время. По окончании ВШТ в 1980-ом году вернулся на год в Благовещенск.
Выпуск высшей школы тренеров 1980 года
- А как попали в Тамбов?
- В один прекрасный день мне позвонили из федерации футбола и предложили работать в тамбовском «Спартаке», после ухода Котова здесь освободилось место главного тренера. Приехал в Тамбов, посмотрел, вроде всё понравилось, и заключили договор с командой. С тамбовским «Спартаком» проработал пять лет. Наиболее успешно сложились 1982 и 1986 годы, когда мы занимали четвёртые места в своих довольно сильных зонах союзной второй лиги.
- Затем вы работали в Африке. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде.
– Да, по направлению спорткомитета и федерации футбола меня направили на работу в Африку, в Мавританию, где в течение двух лет я работал с молодёжной сборной этой страны. Условия там были, мягко говоря, не самые лучшие, ведь Мавритания входила и сейчас входит в число самых бедных стран мира. На всю страну был только один стадион с травяным покрытием поля, а в основном играли и тренировались на песочке. Разумеется, были и другие трудности в работе, в частности языковой барьер. Мавритания – франкоязычная страна, бывшая колония Франции. Недели на две-три мне из посольства дали переводчика, а потом приходилось разбираться самому. Язык футбола международный, поэтому мы друг друга понимали. Изучал словарики, книжечки, и на втором году уже более-менее получалось общаться. А ещё моим футболистам элементарно не в чем было играть. Мы звонили в наш спорткомитет, писали письма, они присылали нам в помощь кеды, майки.
За работу платили хорошо. Если во второй лиге в России у меня была ставка в 250 рублей (неплохие деньги по тем временам), а в Африке я получал 900 долларов, и к тому же сохранялась моя российская ставка. С командой мы участвовали в юниорском Кубке Африки, летали в Сенегал, Марокко. Но дальше отборочных игр пройти не получилось.
Мавритания
- Затем вновь приехали в Тамбов?
– Да, снова вернулся в тамбовский «Спартак» на один год. Но здесь как раз полным ходом шла перестройка. Я не сразу понял, что вообще происходит. В отношении нашей команды перестройка проходила следующим образом – финансирование отрезали совсем. До этого же деньги шли через профсоюзы. Нам тайно присылали штатное расписание, ведь официально в СССР не было профессионального спорта. А тут взяли и разом всё отняли. Все были в растерянности, не знали, откуда брать средства на команду. Пытались выжить засчёт торговли, чтобы выплачивать зарплату. Кстати, как раз в то время я и подтянул к работе Володю Ковылина.
- А почему покинули команду?
- Однажды я поехал к директору уваровского химического завода, своему знакомому. Предложил тому поддержать тамбовский «Спартак» взамен на то, что мы организуем футбольный клуб в Уварово. А завод в то время стоял на ногах очень крепко. Сначала он вроде бы согласился, но когда приехали в следующий раз сказал, мол, если хочешь, организовывай клуб здесь и переезжай сюда работать. Ну и в итоге я уехал работать туда. Провёл в уваровском «Химике» два сезона.
В первый год играли в турнире КФК, заняли в своей зоне второе место. И в финальной пульке в Щелково попали в тройку сильнейших и получили право на следующий год выступать во второй лиге. Играли в одной зоне с тамбовским «Спартаком». Хорошо помню наши игры с Тамбовом, мы тогда оба матча выиграли с одинаковым счётом 2:1 и итоговое место заняли выше «Спартака».
Затем завод в Уварово стал потихоньку разваливаться, появлялись сложности, я оттуда уволился и несколько лет в футболе не работал.
- А чем занимались?
- Занимался бизнесом, было своё кафе и магазин спортивных товаров. Но стали появляться мощные конкуренты и постепенно всё это дело пришлось прикрыть.
- И решили вернуться к футболу?
- Как-то случайно предложили тренировать тамбовский «Пигмент», который выступал на уровне первенства области, я не отказался. Четыре раза из пяти мы становились чемпионами области и также четыре раза выигрывали Кубок области.
Затем в тамбовский «Спартак» пришли работать Александр Хальзов и Сергей Первушин. Но тренерской лицензии у них не было, поэтому пригласили меня в команду. Два года я в ней, так скажем, полуработал.
А сейчас работаю инструктором-методистом ТОГОУ ОСДЮШОР по футболу. В основном занимаюсь с тренерами, так сказать, тренирую их.
Геннадий Матвеев
- Как считаете, какие перспективы тамбовского футбола?
- Если наша Академия футбола будет продолжать работать, то, думаю, что дело сдвинется. Там занимается около полутора тысяч мальчишек сейчас, и я вижу, что среди них есть те, которые подходят к занятиям очень серьёзно и способны заиграть на хорошем уровне. Мне кажется, придут к объединению всех наших футбольных школ под эгидой Академии. Также думаю, что футбольный клуб «Спартак» и Академия футбола, а может быть и стадион «Спартак», могут стать единым целым. Сейчас у нас существует такая тенденция: в зимнее межсезонье все тамбовские игроки разъезжаются и пытаются трудоустроиться в других клубах второго дивизиона, а то и КФК. И причины здесь исключительно финансовые. Вот от этого надо уйти, надо сделать так, чтобы молодые ребята стремились играть в первую очередь в тамбовской команде. А если кто-то из них получит приглашения от хорошего клуба первого дивизиона или премьер-лиги, то все мы за них будем только рады.
P.S. Футболисты ОСДЮШОР 1997 года рождения под руководством Геннадия Матвеева стали лучшими на проходившем недавно в Волгограде зональном турнире Кубка МОА "Черноземье" и получили право выступить в финальном турнире, который пройдёт в сентябре.
|